Ремонт двигателя «Шеви-Нива»: ч.5, сборка

Интернет буквально «пучит» от обилия инструкций по разборке и сборке двигателя «Шнивы» вообще, и по разборке и сборке ГБЦ в частности.
Тем не менее, кратко изложу некоторые общие аспекты этой довольно ответственной операции.
1. Перед сборкой все детали ГБЦ должны быть отмыты от всех видов загрязнений.
2. Глухие резьбовые отверстия под болты ГБЦ на блоке двигателя должны быть осушены от тосола и масла, попавших туда в процессе разборки. Лучше всего это делать сжатым воздухом, при помощи продувочного пистолета.
3. Поверхности ГБЦ и блока должны быть абсолютно чистыми, без следов масла.
4. Прокладка ГБЦ укладывается абсолютно «сухой»
5. Болты ГБЦ подаются на сборку со смазанной моторным маслом резьбой. Если вы «окунали» резьбу в масло, то дайте ему полностью стечь.

Новая прокладка ГБЦ
Фото 1 Новая прокладка, направляющие втулки, самодельные направляющие. Поршни выставлены в линию

6. Для удобства монтажа ГБЦ на блок двигателя советую изготовить две направляющие, ввёрнутые в отверстия с направляющими втулками, см. фото 1. Это поможет точно позиционировать ГБЦ на блок и не карячиться попусту с тяжеленной головкой в руках.
Направляющие сделаны из болтов ГБЦ от любой вазовской модели, путём отпиливания головок, и прорезания шлицев под лезвие отвёртки.
7. Запаситесь ключом для проворачивания КВ
8. Запаситесь динамометрическим ключом.
9. Напоминаю — болты ГБЦ имеют головку Торкс Е16
Возможно, самые внимательные шнивоводы скажут:
«Какого рожна мне здесь напоминают про Торкс, если я уже имел удовольствие снять ГБЦ?» Разумеется, чисто на всякий случай – авось, вы ещё не имели такого удовольствия.
10. При установке клапанов смазывайте их стержни моторным маслом.
11. При установке РВ в корпус смазывайте его моторным маслом.
12. При установке маслосъёмных колпачков смазывайте их моторным маслом.
13. Напоминаю – втулки гидроопор затягивают калиброванным моментом 2 кгм! Иначе есть риск поломать хрупкие масляные рамки.
Разумеется, эта рекомендация верна для гидроопор нового образца. Для гидроопор старого – разбирайтесь сами.
14. После «засухаривания» клапанов для лучшей усадки «сухариков» постучите по торцам стеблей клапанов медным молотком (или небольшим слесарным через алюминиевую проставку)
В целом и общем, сборка ГБЦ не вызывает затруднений, и ведётся в точности так же, как и сборка ГБЦ автомобилей Ваз «классического» семейства.
Далее.
Теперь настал час поговорить об особенностях установки ГБЦ и РВ
1. После того, как вы взгромоздили полностью собранную ГБЦ на блок, и убедились в том, что ГБЦ чётко «села» на направляющие втулки, выворачиваете направляющие. Обычно, это делается пальцами, иногда – при помощи отвёртки.
Затем раскладываете по отверстиям болты ГБЦ — десять «больших» и один «маленький»
2. Затягиваете болты ГБЦ по схеме в три приёма. Схему затяжки найдёте в Интернете.
Напоминаю: болты ставятся на ГБЦ без шайб, в отличие от других авто классического семейства. Напоминаю это тем мотористам, которые имеют опыт сборки/разборки двигателей Ваз 2101-07, где болты ГБЦ имели головку под ключ 19 и ставились на шайбах.
Поэтому, не удивляйтесь – оптимизация добралась и до шайб болтов ГБЦ
3. После затяжки болтов проворачиваете КВ до ВМТ 1-го и 4-го цилиндров. Разумеется, удерживая цепь привода ГРМ от сползания в двигатель.
Замечу: Шнива имеет хлипкую на вид однорядную втулочную цепь привода ГРМ, и тонкую стальную закалённую звёздочку привода РВ
К тому же, на нашем авто на звёздочке имеется башмак ДПРВ, хорошо видимый на фото 3
4. Раскладываете смазанные рокеры на гидроопоры. Замечу: рокеры не имеют фиксирующих пружин, как на двигателях Ваз 2101-07, и укладываются свободно.
А теперь внимание!

Штифт на РВ
Фото 2 Положение штифта на РВ

Положение звёздочки на РВ
Фото 3 Положение звёздочки и башмака ДПРВ

5. Укладываете РВ так, чтобы штифт звёздочки занял такое положение, как на фото 2,3
Если вы ошибётесь, и РВ займёт другое положение, то при затяжке гаек крепления корпуса РВ вы загнёте клапана!
Чтобы не загубить работу, предлагаю такой вариант действий:
А) Ставите КВ в положение «не доходя 90 градусов до ВМТ» в 1-м и 4-м цилиндрах. В этом положении поршни во всех цилиндрах выстраиваются в одну линию, см. фото 1, и находятся далеко от тарелок клапанов. Тем самым, исчезает опасность «встречи» клапанов с поршнями в случае неправильной установки РВ
Б) Ставите корпус РВ и затягиваете гайки по схеме, калиброванным моментом.
Схему затяжки найдёте в Интернете.
В) Ключом аккуратно, не торопясь, подводите КВ к ВМТ в 1-м и 4-м цилиндрах. При проворачивании КВ будьте начеку: если почувствуете, что поршень во что-то «упёрся», немедленно прекращайте вращение, и разбирайтесь с положением штифта на РВ
Однако, выражу аккуратную уверенность в том, что «встречи» не состоится и что КВ благополучно дойдёт до ВМТ, не встретив препятствия.

Метка
Фото 4 НАСТОЯЩАЯ, РЕАЛЬНАЯ МЕТКА!

6. Ставите звёздочку на цепь так, чтобы метка на ней оказалась напротив выступа на корпусе РВ, см. фото 4
А теперь внимание!
НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ МЕТКУ с подштамповкой в месте крепления башмака ДПРВ!

Это - не метка!

Фото 5 ЭТО-НЕ МЕТКА! А завлекалка для невнимательных мотористов

На фото 5 показана эта подштамповка, которая отлично сойдёт за метку!
НАСТОЯЩАЯ МЕТКА выглядит невзрачно, и едва различима на звёздочке, см. фото 4. Подозреваю, что малый из сервиса (см. ч.1) перепутал «настоящую» метку с подштамповкой, и загубил ГБЦ!
7. Ставите болт крепления звёздочки РВ, не забывая про новую стопорную шайбу.
8. Ставите рычаг КПП на 4-ую или 5-ую передачу
9. Затягиваете калиброванным моментом болт крепления звёздочки: цепь немного «отыграет» — не обращайте на это внимания.
Для спокойствия при затяжке болта можете увести поршни от ВМТ
10. Ставите успокоитель. Хотя, успокоитель можете поставить до того, как поставите звёздочку – это может оказаться удобнее.

Автоматический натяжитель
Фото 6 Автоматический натяжитель цепи привода ГРМ

11. Ставите натяжитель. На нашем авто установлен автоматический натяжитель механического типа, см. фото 6
Нда.
Когда я почитал форумы шнивоводов, то удивился, сколько неудобств причиняет людям штатный натяжитель с гидроприводом.
И как только люди не камлают, чтобы избавиться от грохота цепи привода РВ, особенно при холодном пуске: например, ставят авто левым передним (или правым, не помню) колесом на возвышение
Конечно, гидравлика мне нравится лучше, но надёжность важнее: если что, ставьте автомат, предварительно удалив трубку гидропривода и заглушив отверстие для подвода масла на тройнике.
12. Проворачиваете КВ ключом на два оборота: убедитесь, что при нахождении поршней в ВМТ в 1-м и 4-м цилиндрах метка на звёздочке привода РВ стоит чётко напротив выступа на корпусе РВ
13. Аккуратно стопорите болт звёздочки РВ путём отгибания края стопорной шайбы: отгибать можно большой отвёрткой, и затем аккуратно «застучать» небольшим слесарным молоточком.
Всё!
Основная часть работы сделана. Осталось окончательно собрать двигатель, подключить электроразъёмы, залить тосол, ввернуть свечи – и вперёд!
Замечу, однако: в наш двигатель была залита дрянная минералка. Мне не хотелось запускать двигатель на этой «грязи», поэтому я слил старое масло и отвинтил старый масляный фильтр: масло стекало несколько дней, в корыто под автомобилем.
Затем поставил новый масляный фильтр и залил в мотор Лукойловскую синтетику.
В такой ситуации двигатель после первого пуска испытывает масляное голодание примерно в течение 15 секунд.
Однако, это нестрашно: за такое время с двигателем ничего не случится.

Написал Хома, февраль 2013 года
Продолжение следует…

Метки: , ,

Комментарии (1)

  1. Волков:

    Хорошая статья .Надеюсь я клапана не погнул………

Оставить комментарий