Контроль геометрии кузова с помощью лазерного нивелира


Контроль геометрии кузова с помощью лазерного нивелира

Часто во время ремонта требуется произвести контроль геометрии кузова. Большую помощь в этом деле оказывает рулетка, но иногда ее недостаточно. Дело в том, что рулетка позволяет нам связать только две координаты точек измерения, X и Y, тогда как иногда хотелось бы проконтролировать еще и третью координату Z, которая определяет высоту точки измерения. Например, у меня эта необходимость возникла при замене передних лонжеронов на ВАЗ-2110. Без контроля высоты установки лонжеронов есть шанс, например, собрать морду «винтом», да и вообще, гораздо спокойнее, когда все под полным контролем!
Для контроля геометрии во время установки лонжеронов я использовал строительный лазерный нивелир. Подобный аппарат у многих уже есть в хозяйстве, но при необходимости его можно и приобрести — цена на самые простые модели начинается приблизительно от 1200 руб. Причем для наших целей подходит самый простой и дешевый. Достаточно, чтобы лазерный нивелир мог давать горизонтальный луч, тогда как более «продвинутые» модели умеют давать вертикаль, крест, и «стрелять» вниз и вверх. Точность нивелира особого значения не имеет, т.к. измерения являются относительными.
Итак, вот, собственно, применяемый мной прибор (фото 1). Тренога не родная, а взята от прожектора, который я временно снял. До того, как мне в голову пришла эта светлая мысль, я с успехом использовал подручные средства в составе перевернутого пластикового ведра, пары кирпичей и нескольких досок. Все это нужно для того, чтобы менять высоту лазерного луча. В самом нивелире высота луча регулируется более точно, но обычно не более чем на несколько сантиметров. То есть, сначала с помощью треноги или вспомогательных подставок приблизительно выставляем высоту лазерного луча на требуемый уровень, а затем точно регулируем высоту нивелиром.
Итак, сначала пристреливаемся, чтобы понять, в какую сторону наклонена машина (фото 2,3,4). Видим, что правая сторона расположена более низко относительно левой, поэтому мы подставляем домкрат и приподнимаем эту сторону до совмещения с лазерным лучом точек, расположенных симметрично относительно центра автомобиля. На 2110, например, это линия кромки усилителя моторного щита, или грань на самом щите. Конечно, удобнее всего это делать со снятым двигателем. Но многие замеры можно провести и с автомобилем в сборе.
Проверяем следующие точки слева и справа: линию стыка стакана с усилителем брызговика, верхушки стаканов, щиток передка, концы усилителей брызговика, поперечину телевизора, усилитель щита передка в верхней и нижней части. Видим, что все более-менее в уровне, кроме, разве что, небольшого расхождения по сторонам поперечины телевизора. Впрочем, возможно это «рука дрогнула», или особенность самого телека в данной конкретной машине, т.к. на этой поперечине есть следы ремонта. В целом все «в нулях» и для тазопрома 16-летнего возраста вполне себе прилично.
А вот тут небольшой сюрприз (фото 15,16). При промере кронштейна крепления нижнего рычага подвески обнаружилось расхождение в 7 миллиметров, хотя по рулетке все диагонали в норме. А на последней фотографии видно, из-за чего это расхождение взялось. Само по себе это не страшно, т.к. отверстие можно просверлить с небольшим смещением для компенсации расхождения. По крайней мере, на заводе, скорее всего, эти отверстия сверлятся после сборки кузова, т.к. на оригинальных деталях, снятых при ремонте, отверстия тоже имеют небольшой разброс. Правда, при компенсации я где-то нарушил правило «семь раз отмерь», поэтому «скомпенсировал» не в ту сторону, и в результате разброс увеличился еще больше. Поэтому кронштейн пришлось переварить, благо был новый. И, что удивительно, после переварки разброс по кронштейнам стал практически нулевым. А остальное сделает сход-развал.

Написал Максим Левин, апрель 2014

Почта mmlevin@mail.ru

Активен на гаражном форуме с ником mmlevin.

Метки: ,

Комментарии (2)

  1. Homa:

    Интереснейший и полезнейший опыт!
    Советую всем, кто занимается вдумчивым и осознанным ремонтом кузова!

  2. Юрий:

    Согласен целиком и полностью!
    У самого в гараже лежит приобретенный по случаю «Ермак»(Тимофеевич), правда, еще ни разу не пользованный…

Оставить комментарий