Сварка кузовного металла, ч.1

Как известно, полуавтомат позволяет сваривать как тонкий (0.7-0,8 мм), так и достаточно толстый металл (4 мм и толще). Это значит, что с помощью полуавтомата вы можете варить любой металл, который имеется в конструкции кузова — крылья, пороги, лонжероны и т.д. и т.п.

Теперь поговорим о наиболее популярных способах соединения металла сваркой:

 

Сварные швы 

 

Сварка встык.

Применяется тогда, когда вы меняете деталь не полностью, а частично — например, устанавливаете ремонтную вставку, например, на крыло, или ввариваете заплату. Снимать фаски с краёв тонкого стального листа при сварке встык не нужно.

Фаски снимают, если толщина металла 2 мм и более, и то не всегда.

Отмечу, что сварка встык требует точной взаимной подгонки деталей перед сваркой. Это значит, что между краями свариваемых деталей зазоры должны по возможности отсутствовать, или иметь минимальную величину. Иначе, при попытке сварить два тонких и плохо подогнанных куска железа, вы получите дыру, а не сварное соединение.

Сварка встык чаще всего применяется при ремонте наружных поверхностей кузовных деталей. Например, при частичной замене крыльев. И тогда, когда требуется высокое качество ремонтных работ.

Поясню этот момент. Иногда повреждённую деталь заменяют не целиком, а частично. То есть, вырезают не всю деталь, а только повреждённый участок. А на на его место ставят фрагмент, вырезанный из новой кузовной детали. Сварку ведут встык сплошным точечным швом. Если сделать всё хорошо и правильно, то после зачистки и рихтовки сварной шов почти не требует шпатлевания.

Сварка встык требует большого объёма подгоночных работ и достаточно высокой квалификации от сварщика.

Сварка встык толстого металла, от 2 мм и толще, происходит гораздо проще. Толстый металл не требует очень точной подгонки, и «прощает» сварщику огрехи, допущенные при подгонке.

Толстый металл можно варить сплошным точечным швом — иногда это удобнее и проще.

В качестве примера можно привести сварку стального профиля (см. фото).

При изготовлении ключа на 16 торцовую головку также варили  к трубе сплошным точечным швом.

 

Сварка внахлест

Это самый простой, и поэтому наиболее распространённый способ соединять металл.   В этом случае один кусок металла накладывается на другой. Применяется, например, при вваривании тех же заплат и ремонтных вставок. Сварку внахлест используют для ремонта  или замены силовых элементов — лонжеронов, усилителей, порогов. 

 

Сварка через отверстие, или электрозаклепка

Это разновидность соединения внахлёст. Несколько напоминает точечную сварку, применяемую при сборке кузова на заводе. При ремонте автомобиля применяется сплошь и рядом.

Новые пороги, крылья, различного рода усилительные накладки на силовые элементы кузова, а иногда и сами силовые элементы также могут быть приварены электрозаклепкой.

 Сварные швы, продолжение

 

Виды сварных швов

Вне зависимости от способа соединения металла — «встык» или «внахлест», сварные швы бывают следующих видов:

1. Точечные   

2. Сплошные 

3. Сплошные прерывистые  

Сплошной прерывистый шов — это чередование сплошных участков сварки с такими же, или другими,   перерывами.  Строго говоря, размер участков сплошной  сварки и интервал между ними вы можете выбирать по своему произволу, исходя из конкретной задачи.

Сплошными прерывистыми швами обычно соединяют силовые элементы кузова, сделанные из сравнительно толстого металла.  

Сплошной шов может состоять из отдельных точек, расположенных вплотную с некоторым перекрытием. Это будет сплошной точечный шов. Такие швы чаще всего применяют при сварке встык как тонкого, так и толстого металла.

Конструкция точечного шва понятна из его названия - это чередующиеся с определённым интервалом сварные точки. Интервал, в зависимости от поставленной задачи, может быть от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.

В автомобильном кузове нет сплошных сварных швов. Это объясняется тем, что кузов должен сохранять некоторую «эластичность», чтобы уменьшить вероятность появления усталостных трещин в процессе его эксплуатации.

Сплошные сварные швы имеют высокую жёсткость и не обеспечивают нужной эластичности кузова.

Сплошной шов также склонен к короблению.

Сплошным швом варят тогда, когда это действительно нужно. Например, при изготовлении бака для загородной бани, или при изготовлении металлоконструкций из стального уголка.

Все эти виды сварных швов можно делать на деталях, по-разному ориентированных в пространстве, а именно:

1.Горизонтальные, или «на полу».

2.Горизонтальные же, но «на потолке».

3.Вертикальные, или «на стене».

И их всевозможные комбинации.

Удобнее всего варить в положении «на полу». Да и качество сварки получается самым высоким.  При сварке на «стене», и особенно, на «потолке», расплавленный металл стремится вытечь из сварочной ванны, ухудшая качество шва.

 

Подготовка металла к сварке

Перед тем, как начать варить металл, его нужно хорошенько очистить от любых загрязнений. К ним относится абсолютно всё, кроме самого металла.

Перечислим их.

1. Ржавчина.

2. Краска, грунт, включая транспортировочный.

3. Антикоррозионные покрытия всех видов, включая жидкие консерванты.

4. Любая смазка.

Все эти загрязнения могут сделать сварку невозможной или как минимум некачественной. И вот почему:

1. Загрязнения не проводят электрический ток, и вы не сможете начать сварку.

2. В условиях большого тепловыделения, которое происходит в процессе сварки, некоторые загрязнения выделяют большое количество газов, которые «выдувают» жидкий металл из сварочной «ванны». Вместо соединения вы получаете «дыру», а  жидкий металл разбрызгивается во все стороны и может привести к ожогам и пожару.

Газы, выделяемые загрязнениями, могут сделать сварной шов пористым, т.е. некачественным.

3. Некоторые загрязнения горят и (или) выделяют много дыма. Может случиться пожар и (или) отравление продуктами горения. Много бед могут наделать жидкие автоконсерванты типа «мовиль», которые активно горят в процессе сварки порогов и лонжеронов. Поэтому при установке новой детали, например порога, или крыла, ставьте её необработанной. Свежие консерванты и антикоры содержат горючие растворители и моментально вспыхнут при первой же возможности.

Погасить пожар, вспыхнувший, например, внутри порога, очень не просто… (см. статью «почти ужастик, или прочти, если не хочешь сгореть…»)

Нанесение любых антикоррозионных материалов должно происходить после окончания сварочных работ.

Далее.

Очистка свариваемых участков металла — важное, но не единственное мероприятие, проводимое перед сваркой.

Свариваемые участки металла должны быть по возможности плотно, без зазоров, прижатыми друг к другу. Делается это с помощью разного рода зажимов,  или временным креплением на болтах, саморезах и т.п.    

Если этого не делать, то весьма вероятны сквозные прожоги краёв свариваемого металла. Особо это касается сварки встык тонкого металла. Если между краями имеется зазор, то, как уже отмечалось выше,  имеется риск сделать его ещё больше.


Написал Homa, июнь 2009

 

Метки: , ,

Комментарии (70)

  1. Gnomus:

    Теперь мне стало всё ясно, благодарю за нужную информацию.

  2. Gaftus:

    Я конечно, прошу прощения, но не могли бы Вы дать немного больше информации.

  3. Homa:

    Для Gaftus: информация будет в новых статьях по сварке

  4. JohnWV:

    Хороший топик

  5. kallinnkaa:

    хороший рассказ, все разложено по полкам

  6. Saniska:

    Присоединюсь к предыдущим комментариям и буду следить за дальнейшими обновлениями

  7. Hover:

    Мне лично порнавилась данная статья, добавлю в избранное

  8. Multinef:

    Поддерживаю, тоже оценил материал. зачетный

  9. Starks:

    Побольше бы таких работ.

  10. Kulinar:

    Тоже много интересного для себя вычитал

  11. Надежда Голубева:

    не по теме!!!

  12. Genaddiy:

    Очень даже не плохо, добавлю в избранное

  13. SiDart:

    Добавлю в избранное, написано не плохо

  14. Dewer:

    Понравилась статья, добавил в RSS

  15. BaGet:

    Блог хороший, немного таких. Авторы молодцы.

  16. Fedoss:

    Буду постоянным поситителем, добавил в закладки

  17. Koshan:

    Думаю стоит добавить в избранное, мне понравилось

  18. Dendews:

    Как можно подписатьсяна обновления?

  19. GekaLik:

    Достаточно интересная публикация, подписался на rss

  20. Глеб:

    Искал реферат в Яндексе, и набрел на эту страницу. Немного информации по моей теме реферата набрал. Хотелось бы побольше, да и на том спасибо!

  21. AvAvto:

    Блог очень нравится, автору благодарность. Уважуха!

  22. Serafin:

    Поддерживаю положительные отзывы о работе в блоге. Молодцы ребята!

  23. Игорь:

    Прелестно) Хм… забавненько

  24. Bankir:

    Материал в блоге качественный, видно что для людей готовили.

  25. Gerbet:

    Интересно кто это все придумал, и комменты одинаковые какие то. Как будто один человек пишит их

  26. Topolynek:

    Полностью не согласен с вашим мнением!

  27. Plovdiy:

    Неплохая подборка в блоге, хорошо сделано, автору спс.

  28. Natovech:

    Почитал предыдущие комменты, чесно говоря разочеровался.
    Много мнений людей, которые не понимают по этой теме ничего.
    Предыдущие комментаторы, давайте свяжемся по асе или почте, для обсуждения данного материала
    и я готов высказать свою точку зрения

  29. BIGincorp:

    Согласен с постом, но есть некоторые не точности=(

  30. Denver:

    Статья интересная, добавлю в избранное для дальнейшего ознакомления

  31. irradcawbalaw:

    Отлчная статья +++ Автору респект!

  32. Боян:

    С Днем тестировщика! С праздником!

  33. Стивен:

    11 сентября — оказывается День граненого стакана) с прошедшим!

  34. Neaktivnih:

    Очень полезный материал, но немного тяжёл для восприятия.
    Стоит писать более просто, дабы понять саму суть происходящего

  35. deezy:

    Видел уже подобный материал в интернете, но все равно интересно почитать повторно

  36. Nicetravel:

    Для более подробного и внимательного изучения добавил в избранное. Буду изучать

  37. Стародед:

    Весёлые посты у вас выходят, но они выходят очень не часто ;)

  38. wmznetru:

    Обязательно подпишусь на ленту RSS и добавлю в избранное

  39. василий:

    очень познавательный и поучительный материал, автор — молодец, продолжай в том же духе. разпечатал почти все, сижу изучаю. Хочу подписатся на обновление!!!

  40. василий:

    когда будет свежая информация по сварке?

  41. Homa:

    Василию: а пёс его знает! Тема в основном раскрыта, если только вдруг что нибудь новенькое появится…

  42. КрасавЕц:

    Классный у вас диз, сами делали, или заказывали? Не подскажите где?

  43. Homa:

    КрасавцУ: тема называется WP-auto, а всё остальное = сам + консультации профессионального веб-мастера Александра из Воронежа.

  44. Андрей:

    Подскажите мне пожалуйста как начинающиму сварщику.Купил полуавтомат достал балон с углекислотой купил редуктор с двойным манометром,который один показывает подачу газа а второй расход.Я вот не знаю какой должен быть расход газа.На подачу я ставлю почти 6 МР а на выходе 0,4 МР правильно ли я делаю?

  45. Homa:

    Андрею:по поводу регулировок редуктора и расхода газа написано вот здесь, в конце этой статьи: http://www.vgaraje.su/?p=1183
    Что касается редуктора с двумя манометрами,то как правило два манометра имеются у кислородного редуктора (корпус выкрашен в голубой цвет)
    Один манометр показывает давление в баллоне, а второй — на выходе редуктора.

  46. Юрий:

    Что это было? Канадские шпиёны сайты попутали?

  47. Homa:

    Юрий, здравствуйте!
    Да! Это трамадольщики-виагристы атакуют сайт сквозь некоторые прорехи ПО

  48. Сашок:

    Можно ли посмотреть сварные швы на конкретных деталях, для полного усвоения материала. И сильно акуратно швы не выводите, а то будем думать что у нас руки не от туда растут. Спасибо за изложеный материал на человеческом языке!

  49. Homa:

    Сашку:
    Здесь полсайта-сварные швы на конкретных деталях. Осталось только прочитать.

  50. Александр:

    Доброго времени суток всем, а вопрос к знатокам: какого типа соединитель массового кабеля для П/А лучше использовать? Зажим типа зубастый крокодил (а-ля провода для прикуривания) как-то не впечатляет…

  51. АЛИХАН:

    Здравствуйте Homa.нужна ваша консультация по вопросу как поведет себя кузовной металл после сварки электродом… инверторным аппаратом..полуавтомата не имею но имею большой опыт сварного и чуть подгнившую ниву ..Спасибо)))

  52. Homa:

    Алихану:
    Сварка электродом имеет много минусов:
    1. Неудобно-электродом не везде «подлезешь»
    2. Шлак-его нужно удалять.
    3. Велик риск прожечь металл до дыр.
    В смысле физических принципов сварка ММА такая же электродуговая сварка, как и полуавтоматическая МАГ сварка
    И если умудриться сварить электродом по канонам ПА сварки, то прочность швов будет примерно такой же.

  53. Homa:

    Александру:
    Крокодил крокодилу — рознь.
    Есть такие «крокодилы», что сгодятся в качестве медвежьего капкана.
    А есть из тонкой, как бумага, китайской жести. Такие конечно, не годятся.
    Есть зажимы массы струбцинного типа.
    Есть зажимы с магнитом — очень удобно.
    Так что, осуществляйте выбор, а затем энджой

  54. Александр:

    Спасибо, а что можете посоветовать из серии hand made? У меня два сварочника — П/А от Авелко и самопальный под обычные электроды. На первом стоит крокодил, который вызывает у меня подозрение. На втором -самопальный струбцинный, однако им не везде удобно пользоваться. Про магнитный слышал только от вас и ни разу не видел. При том, что сваркой занимаюсь уже давно, и машины свои (ЗАЗ-968М и М2141) варил сам. В основном тем самым П/А.

  55. Homa:

    Александру:
    Не очень «въезжаю», в каком плане вас не устраивает «крокодил»?

  56. АЛИХАН:

    Спасибо большое . Значит варить можно.Хороший у вас блог..полезный

  57. Homa:

    Алихан!
    Строго говоря, я бы никогда не стал варить авто электродом! И не советовал бы это делать другим — по вышеобозначенным причинам.
    Но если вы сварной от Бога — то почему бы не попробовать? В порядке крайнего исключения.
    Алихан!
    Купите себе полуавтомат! Не пожалеете.

  58. Александр:

    Ну скажем так — идет большой ток через несколько (немного) точечек контакта, образуемых зубами того самого крокодила (у меня он капкан совсем не напоминает). А если этого тока и так негусто? Ну там напряжение в сети просело, или еще какие темные электрические силы…Короче, я всегда уважал надежные контакты.

  59. Павел:

    Спасибо ! не сайт, а золото) еще бы дизайн и вкладки оптимизировать

  60. Игорь:

    Да мастеров половина Страны а Спецов на пальцах можно перещитать.Молодец Homa так держать.

  61. Homa:

    Игорю:
    Спасибо, тёзка, на добром слове! Заходите ещё! И не забывайте, что есть форум!

  62. Павел (другой):

    Зачётный сайт! Много поучительного! HOMA красавчик, большой респект!

  63. Олег:

    Обьясните пожалуйста что означает цыфра 4 в маркеровке полуавтомата( BlueWeld Combi 4.135 turbo )и какой лучше с етой цифрой или без неё

  64. Князь:

    я б не варил машину РДЗ (РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКО)
    есть большая вероятность что метал возле швов потрескаеца современем.
    я с сосодем ремонтирую машины. так вот мы частенько переделуем такую сварку многих умельцев.

  65. Владимир Котков:

    Спасибо всё ясно подробно молодец

  66. chemerges:

    Очень хороший сайт! много полезного!жаль что не нашел его раньше. в прошлом году менял задние лонжероны на своей «восьмерке» с помощью зубила, дрели, болгарки, дуговой сварки (тр-р ~) и ряда нецензурных выражений… год ездил и радовался, а сейчас понял, что лоханулся… Хоть мастерство и не пропьешь(получилось вполне прилично), но нынче предстоит замена порогов на отцовской «четверке», буду следовать Вашим советам, спасибо!!!

  67. Homa:

    То chemerges:
    Спасибо на добром слове!
    Заходите ещё

  68. Металлические ворота Ростов:

    Полезная информация. Все чаще поступают такие заказы. Поднабрался теории. Спасибо.

  69. Артем:

    Здравствуйте! Помогите опытом! Ваз 2109. Интересует как сделать заплату под сиденьем задним над треугольником. лонжерон сам приварили, а над треугольником дыра осталась. интересует каким швом пройтись получится.. заплату если ложить внахлест(просто поверх дыры) будет надежно? не разболтает? и какой толшины металл взять…

  70. Homa:

    Артёму:
    Металл берут обычно толщиной 0,8 мм
    Швы — точечные внахлёст.
    По поводу ремонта гнилья на сайте очень много материала. Вот посмотрите для начала здесь
    http://www.vgaraje.su/?cat=238

Оставить комментарий