Ваз 2112: замена прокладки ГБЦ, часть 3, окончание.

 

Замена прокладки ГБЦ, ч.2

 

Итак, все подготовительные работы закончены. Теперь приступаете к сборке двигателя.

1. Вставляете в БЦ новые направляющие втулки от руки. Иногда нужно легонько подстучать их небольшим молотком через алюминиевую, пластмассовую или деревянную прокладку, чтобы они сели до упора.

2. Кладёте на БЦ новую прокладку. Прокладка должна быть идеальной — никаких дефектов! Поэтому, при покупке прокладки в магазине будьте внимательны!

Напоминаю, что если у вас «накрытый двигатель», то прокладка должна быть 21083. Она же подходит и на двигатель 2112. А вот прокладка 2112 годится только для двигателя 2112.

Если конечно, не взять в руки рашпиль и не распахать в ней новые большие дыры для толстых болтов. Такой вариант может проканать только тогда, когда у вас нет другой прокладки.

3. Теперь небольшое лирическое отступление: при попытке установить ГБЦ на направляющие втулки вас может ждать разочарование. Можно сказать почти с абсолютной уверенностью, что с первого раза установить ГБЦ на втулки не удастся! Более того. Неудачная попытка взгромоздить тяжёлую ГБЦ на БЦ может закончиться смятием втулки с последующей невозможностью правильно установить ГБЦ.

Так как же быть? 

Для облегчения непростой задачи правильного позиционирования головки,  в отверстия с направляющими втулками надо ввернуть два болта крепления ГБЦ.

Вот с этого момента поясню подробнее: эти два болта — выбракованные, или ненужные, или старые болты, у которых болгаркой отрезаны головки, а в торце той же болгаркой прорезаны шлицы под отвертку (на торцах со стороны отрезанных головок снимите фаску). Всё это хорошо видно на фото.

4. На шпильки выхлопного коллектора оденьте прокладку. Чтобы она не падала со шпилек, пока вы устанавливаете ГБЦ на БЦ, закрепите её парой резиновых колечек (иногда её приклеивают герметиком. Но. Если у вас установлен катколлектор, то использовать силиконовый герметик нельзя ни при каких обстоятельствах!). На фото колечко указано стрелкой. Колечки абсолютно не помешают сборочным работам, а потом благополучно выгорят.

Иногда прокладку кладут на фланец приёмной трубы, полагая, что при монтаже ГБЦ попадут  шпильками в её отверстия и отверстия на фланце. Уверяю вас, что шпильки попадут не в отверстия, а лягут на прокладку и могут повредить её. Или, по — крайней мере, прокладка может случайно упасть под машину, и вам придётся вставать на карачки, чтобы достать её.

5. Перед постановкой ГБЦ  с неё должно стечь масло. Для этого, как уже отмечалось в части 1, её лучше поместить на верстак, застеленный газетами. Причём, не стоит перед постановкой головки кантовать её. В этом случае масло потечёт опять.

Почему речь зашла о масле? Не всё ли равно — потечёт или нет? — Дело в том, что масло при монтаже попадёт на прокладку — а она должна быть абсолютно сухой.

6. Берёте с верстака тяжеленную ГБЦ и кладёте её на направляющие. Не обязательно, чтобы направляющие сразу попали в нужные отверстия.  Пока ГБЦ лежит на направляющих, как на подпорках,  вы переведете дух и осмотритесь. Затем, аккуратно надвинув головку нужными отверстиями на направляющие, начинаете не торопясь опускать её. Сначала головка ляжет шпильками  на термостат. Вы аккуратно оттянете термостат за шланги, и головка начнёт опускаться ниже. В этот момент вы должны попасть шпильками выхлопного коллектора в отверстия приёмной трубы. Как только это случилось, аккуратно осаживаете головку до конца. Как правило, всё проходит без проблем.

7. Убедитесь, что под головку не затянуло посторонние предметы — например, какие — нибудь провода. После этого выворачиваете отверткой направляющие, и раскладываете по отверстиям болты с шайбами. Причём, сначала одеваете шайбу на болт, и только потом кладёте его в отверстие. 

8. Вворачиваете болты до конца, сначала от руки, то есть, ключом на 10, но без ворота. Затем, с помощью динамометрического ключа, по схеме, в три приема, затягиваете болты ГБЦ.

О том, какие болты и как тянуть, написано в начале части 1. Болты должны быть умеренно смазанными моторным маслом.

И ещё. Болты двигателя 2112 с резьбой М10 надо проверить на длину. Если болт чрезмерно вытянут, его нужно заменить.

Как показала практика, болт 2112 выдерживает две сборки — разборки. Если болт — укороченный 21083 с резьбой М12, то такой, как правило, не вытягивается.

9. Ставите на место термостат.

10. Ставите на место крышку ГБЦ. Перед постановкой крышки, удаляете остатки старого герметика, тщательно обезжириваете привалочные поверхности бензином, и наносите на те же места новый герметик, Локтайт 574. Герметиком фарцуют в виде медицинских шприцев, заполненных красной, по виду напоминающей малиновое варенье, субстанцией. Этот герметик — анаэробный. То есть, он отверждается при отсутствии воздуха. Никакой другой герметик не годится. Старый герметик не стоит соскабливать металлическими предметами. Делать это можно грубой тканью, типа мешковины, смоченной бензином. С силой трёте тканью по старому герметику, и он довольно легко удаляется. Болты крышки тянете сильно, но не слишком. Во всяком случае, не перестарайтесь. Ждать, пока герметик отвердеет, не стоит. 

11. Кряхтя и чертыхаясь, лезете под машину и заворачиваете шесть предварительно «наживлённых» гаек крепления приёмной трубы к выхлопному коллектору. Кстати, «наживлять» гайки лучше всего со стороны моторного отсека, а не лёжа на спине под машиной.

12. Собираете двигатель окончательно — всё, кроме привода ГРМ.  Перед постановкой привода ГРМ поддомкратьте двигатель. Причём, шкив коленвала ставите в последнюю очередь, когда собрано абсолютно всё, а двигатель опущен с домкрата. Шкив продеваете в провисший ремень, и только потом ставите его на коленвал и вворачиваете болт. Болт затягиваете, пользуясь услугами помощника, или ступичного ключа (см. часть 1).

13. Осталось натянуть  как полагается ремень генератора, залить тосол, накинуть клемму аккумулятора и -

14. ПУСК!

Если всё сделано правильно, и вы ничего не забыли, то двигатель тут же запустится.

Но не всегда всё бывает гладко. На нашем движке в четвёртый цилиндр попала металлическая стружка от высверленной шпильки. И это после всех предпринятых предосторожностей! После пуска в двигателе словно бы поселился кузнечик… Пришлось повторить весь комплекс работ по демонтажу и монтажу ГБЦ!  В приступе паранойи были продуты сжатым воздухом все мыслимые и немыслимые места.

Пришлось запилить набитые стружкой заусенки на поршне и ГБЦ.

На повторную переборку двигателя, а главное, на дотошную проверку правильности сборки ушёл весь день. Но настоящим пацанам лишняя работа не в тягость, а в радость. По крайней мере, хороший тренинг  и повторение пройденного.

И ещё. Если в прокладке был пробит водяной канал, то не забудьте сменить масло! Делается это потому, что некоторое  количество тосола попало в моторное масло, а это резко ухудшает его смазывающие свойства.

Надеюсь, что у вас всё будет тип — топ с первого захода!

 

Написал Ноma, апрель 2009.

 

Метки: , ,

Комментарии (16)

  1. анатолий:

    при затяжке болтов гбц один из болтов после доворота на 90 провернулся -я подумал сорвал резьбу после этой статьи возможно растянулся сам болт ? правильно я понял . двигатель в масле в рай оне того болта. полсоветуйте что сделать.

  2. Homa:

    Анатолию: так сразу и не скажешь. Если речь идёт о болте М10, то, возможно, он растянулся. Укороченный болт М12 растянуть гораздо сложнее — иногда резьба в блоке рвётся быстрее.
    Если нужно решить вопрос побыстрее, то я просто выворачиваю подозрительный болт и меняю его на новый. Если история повторяется, то значит, в блоке сорвана резьба со всеми вытекающими последствиями.
    По поводу утечки масла не худо бы убедиться наверняка, что она возникла из-за болта: мне встречались движки, у которых было по два прослабленных болта, а утечек никаких не было. Конечно, не факт, что так бывает всегда, но всё же лишняя проверка не помешает.

  3. Юрий:

    Ув.Хома!Между п.6 и 7 я бы поместил п.6а — колодцы (резьбовые отверстия крепления ГБЦ ) должны быть АБСОЛЮТНО сухими, без признаков масла, иначе закручиваемый болт своим нехилым усилием просто порвет стенки блока (из реальной жизни). Так же не мешает до установки ГБЦ изготовить пару наравляющих, срезав у старых ненужных болтов их головки и завернув их в противоположных по диагонали местах от руки на несколько витков. После того, как головка «сядет», так же от ркуи их вывернуть.Как-то так…

  4. Юрий:

    Попалась на глаза интересная инфа, может кому сгодится -
    «Речь идёт о твёрдом смазочном материале, вводимом в моторное масло и образующем на металлических поверхностях слои, уменьшающие трение. Исследования показали, что такого рода добавки в масла эффективны, прежде всего, в таких промышленных агрегатах как лебёдка и редукторы с цилиндрическими зубьями. Для высокооборотных бензиновых двигателей в большинстве случаев результаты отрицательные.
    Моторное масло с дисульфидом молибдена — это физическая смесь, а не химический раствор. Размеры твёрдых частиц дисульфида молибдена достаточно велики. При работе в двигателе эти частицы попадают не только в желаемые зоны трения, но и туда, где такие добавки не желательны, например — в зону поршневых колец.
    Смазочные материалы, содержащие дисульфид молибдена, при высоких температурах не редко ведут к закоксовыванию или отложению твёрдых продуктов сгорания в зоне поршневых колец, что отрицательно влияет на работу ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Происходящий вследствие этого прорыв газов в масло через зону поршневых колец в значительной степени ведёт к высоким термическим нагрузкам и, следовательно, к усиленному образованию нежелательных отложений. Этот факт объясняет, почему моторные масла, содержащие дисульфид молибдена, не рекомендуются к применению крупными автомобильными фирмами.
    Уменьшение трения в настоящее время возможно с помощью специальных синтетических базовых компонентов. Речь идёт о так называемых сложных синтетических эфирах — продуктах, по своей полярности и смазочной способности, сравнимых с касторовым маслом. Последнее в настоящее время до сих пор частично применяется в гоночных автомобилях. Сложные эфиры имеют высокую адгезионную способность и образуют очень стабильную смазочную плёнку. Достоинством синтетических масел является их чрезвычайно высокая термическая стабильность.»

  5. Homa:

    Уважаемый Юрий! Об этом всём написано в части 1, а фотография блока с ввёрнутыми в него направляющими из болтов находится в самом начале ч.2

  6. Юрий:

    Извиняюсь за тавтологию, значит невнимательно прочел статью…

  7. Homa:

    Юрию: ничего страшного, со всеми бывает! А вот инфа по поводу дисульфида молибдена мне показалась интересной.

  8. Юрий:

    Ув.Хома! Вчера ваял длинную статью с комментариями и ссылкой на фотоальбом на ресурсе е1. Вроде как отправил, но затем сколько ни пытался, найти ее так и не смог, то ли заплутала она в эл.мозгах, то ли инопланетяне схитили оную для починки своей летающей тарелки, сказать точно не могу… Жаль, что на Вашем ресурсе нет специализированного «почтового ящика», или я чо-то не догоняю? Ужо пожскажите, как гарантированно до Вас достучаться. С наилучшими пожеланиями в преддверии НГ-2010, Юрий.

  9. Homa:

    Уважаемый Юрий! В принципе, в «Контактах» есть адрес моей электронной почты. Если что — пишите в личку.
    Спасибо за НГ, вас также!

  10. павел:

    после замены прокладки гбц нужно ли протягивать гбц после пробега 1000 км?

  11. павел:

    забыл добавить автомобиль ваз 2112

  12. Homa:

    Павлу: болты, если это штатные болты М10/1,25, подтяжки не требуют. Если болты укороченные М12, то на мой взгляд, такая подтяжка не помешает.

  13. павел:

    Homa, спасибо за консультацию! Болты штатные,значит протягивать не буду!:-)

  14. Серега:

    Вот такой вопрос. На 12 моторе под головой стоит 08 прокладка, может ли из за неё быть падение давления масла с 4.5кг до 0.4 кг после прогрева двигателя??? Еще вопрос есть ли в ГБЦ 2112 в маслянном канале какой либо клапан???

  15. Хома:

    Серёге:
    1.Из-за прокладки — едва ли.
    2.Клапана в масляном канале нет
    3.На каких оборотах давление 0,2 кг?
    4.Давление может быть малО из-за:
    изношенных постелей распредвалов
    изношенных шеек коленвала
    забитой сетки маслоприёмника
    изношенного корпуса масляного насоса

  16. Хома:

    Серёге:
    1.Из-за прокладки — едва ли.
    2.Клапана в масляном канале нет
    3.На каких оборотах давление 0,2 кг?
    4.Давление может быть малО из-за:
    изношенных постелей распредвалов
    изношенных шеек коленвала
    забитой сетки маслоприёмника
    изношенного корпуса масляного насоса

Оставить комментарий