Гаражное оборудование

Сварочный пост гаражника: 1 - полуавтомат, 2 - горелка, 3,4 – провод массы с зажимом, 5 – подводящий шланг, 6 – баллон с СО2, 7 – трубка подвода СО2 к полуавтомату, 8 - редуктор.

Какое оборудование нужно гаражному мастеру

Для начала уточним, какое оборудование обычно держит в гараже гаражный мастер. Разумеется, в том случае, когда гаражник помимо всего прочего,  ремонтирует автомобильные кузова — то есть заменяет смятое или проржавевшее кузовное железо, иногда рихтует, готовит к окраске и, самое главное, красит.

 

1. Сварочный аппарат

Конечно, в качестве сварочного аппарата в гараже можно держать аппарат переменного тока для сварки электродом. Но если вы ремонтируете автомобильные кузова, то такой аппарат вам никак не подойдёт. На легковом автомобиле нет таких мест, куда можно лазить электродом.  Вот только если оторвали буксирный крюк. Или захотели  на скорую руку заварить лопнувшую раму у грузовика. 


(На фотографии сварочного поста гаражника: 1 — полуавтомат, 2 — горелка, 3,4 – провод массы с зажимом, 5 – подводящий шланг, 6 – баллон с СО2, 7 – трубка подвода СО2 к полуавтомату, 8 — редуктор.

О полуавтомате и о сварке читайте в статье «Гаражное оборудование: углекислотный полуавтомат – подключение, сварка, решение некоторых проблем»)

Если  вам нужно варить арматурную сетку из прутка, так скажем, толщиной от 10 мм, или другой, относительно толстый металл, то такой выбор — в самый раз.

Но если вам нужно качественно варить тонкий кузовной  металл, так скажем, толщиной от  0, 8 мм, а не прожигать в нём дыры, то сварочный аппарат должен быть другим. Это должен быть или углекислотный полуавтомат, который варит проволокой, автоматически подаваемой в зону сварки, или аппарат, предназначенный для сварки неплавящимся (вольфрамовым) электродом в среде защитного газа.  Наши англоговорящие друзья называют их MAG  и TIG соответственно (все эти аббревиатуры, и некоторые другие, рассмотрим чуть позже).  Причём, углекислотный полуавтомат можно назвать основным видом сварочных аппаратов для гаражников, и не только.
Почему? Потому что это наиболее универсальный аппарат. Он может варить стальной лист толщиной от 0, 8 мм до солидных  5 -6 мм. Кстати, углекислотный полуавтомат может варить и те же самые прутки диаметром 10 -12 мм, но с отличным качеством.

И вас не будет колбасить от ужасного вида сварных швов. И ещё одно обстоятельство. Если научиться варить электродом — долгий и   не простой процесс, то научиться варить углекислотным полуавтоматом значительно быстрее и проще, так как не требуется умение зажигать и поддерживать горение дуги.

Если вместо углекислого газа в качестве защитного применить аргон, то сваривать можно и цветные металлы — нержавейку и алюминий. При условии, что вы будете применять соответствующую сварочную проволоку — т.е. из нержавейки или алюминия. Что касается сварки неплавящимся электродом (TIG сварка), то этот вид сварки требует большей сноровки, и менее удобен для сварки кузовного металла. Хотя, качество сварки этим способом — вне конкуренции.

Суммируя всё вышесказанное, можно убедительно заявить, что гаражная сварка — это прежде всего электрическая сварка в среде защитного газа.

Перечислим некоторые аббревиатуры, встречающиеся в переводной литературе по сварочному делу: 

MIG  - металл — инертный газ (например, аргон). Сварка происходит в среде инертного газа, не взаимодействующего с расплавленным металлом.

MAG - металл — активный газ (углекислый газ). Сварка происходит в среде защитного газа, взаимодействующего с расплавленным металлом сварного шва.   

Некоторые пояснения: если вы варите углекислотным полуавтоматом, то значит, это MAG сварка. Если вам надоело варить с углекислым газом, и вы подключили тот же полуавтомат к баллону с аргоном, то это уже MIG сварка. Почувствуйте разницу!

TIG   - сварка неплавящимся вольфрамовым электродом в среде инертного газа (как правило, аргона).  

Все защитные газы хранятся в баллонах — сосудах высокого давления. Например, давление углекислого газа в баллоне составляет около 70 кг/см. Для понижения высокого давления до рабочего, необходим редуктор.

Если у вас есть сварочный аппарат, то обязательно должна быть и маска. Она позволит вам спокойно смотреть на ярчайшую электрическую  дугу и расплавленный металл и контролировать процесс сварки, а так же защитит ваши лицо и глаза от жесткого ультрафиолета (его излучает электрическая дуга), едкого дыма и брызг расплавленного металла. Лучше всего, если это будет маска типа «Хамелеон». Эти маски имеют защитный светофильтр электрооптического типа с управлением от фотодиодов. То есть, прозрачный в обычных условиях  светофильтр в момент вспышки дуги  моментально затемняется, и ваши глаза не успевают нахвататься «зайцев». После того, как дуга погасла, светофильтр опять становится прозрачным. В процессе сварки можно менять величину затемнения светофильтра, что позволяет подбирать комфортные условия работы.


2. Компрессор

Без него немыслима подготовка к окраске  и окраска (если только не собраться окрасить автомобиль кистью). Да и вообще, компрессор позволяет повысить качество любых гаражных работ. Например, продувать сжатым воздухом детали разобранного двигателя. Или чистить от пыли электроинструмент. Или верстак. Или накачивать колёса.

Из доступных для гаражника компрессоров можно выделить поршневые и диафрагменные. 

Конечно, это далеко не все виды компрессоров, существующих в природе. Но, повторяюсь, поршневые и диафрагменные компрессоры — это наиболее широко распространённые компрессоры, которые можно купить за умеренные деньги в любом инструментальном магазине. Любой компрессор включает в себя компрессорную головку (поршневую или диафрагменную), двигатель мощностью 1 — 2, 5 кВт, ресивер объемом 20 -50 литров,  и автоматику. Автоматика отключает двигатель, когда давление в ресивере достигает рабочего (8 -10 кг/см). И включает его в работу, когда давление опускается до нижней границы рабочего (6 — 8 кг/см) ( все цифры указаны как наиболее типичные). 
 Мечта гаражника - профессиональный компрессор Ремеза СБ-4С-50 с двухцилиндровой головкой производительностью 420 л/мин. Мощность однофазного двигателя - 2,2 кВтТо есть, характер работы компрессора — циклический. Подавляющее большинство компрессоров имеет привод от электродвигателя. Хотя, у некоторых компрессоров в качестве привода может использоваться бензиновый двигатель. Например, пафосный движок от «Honda». Это не такой уж экзотический вариант для гаража, в котором нет или почти нет электричества. Такой компрессор (при относительно компактных габаритах и умеренном весе)  стоит дорого, у хороших европейских фирм — от 45 тысяч рублей. Можно собрать похожий компрессор самостоятельно, с тем же пафосным движком от «Honda», но  это будет в разы дешевле. 

Описание такого компрессора читайте в статье «Самодельный компрессор с бензиновым приводом»

По типу передачи вращения с двигателя на компрессор агрегат называется коаксиальным (двигатель соединён с компрессорной головкой напрямую) или аксиальным (двигатель соединён с комрессорной головкой посредством клиноремённой передачи)

Компрессоры с прямым приводом работают от быстроходных однофазных электродвигателей. Частота вращения вала двигателя и вала компрессорной головки в таких компрессорах одинакова и составляет порядка 2800 в минуту. Поэтому компрессор с прямым приводом сильно шумит, и имеет относительно небольшой ресурс.

Аксиальные компрессоры работают через понижающую клиноременную передачу, на оборотах порядка 900 -1500 в минуту, мало шумят и имеют большой ресурс. Чаще всего аксиальные компрессоры имеют профессиональное назначение, а коаксиальные — бытовое.

Бытовые компрессоры с прямым приводом могут быть как поршневыми, так и диафрагменными. В последних вместо поршня трудится резиновая диафрагма.

Кстати, диафрагменная компрессорная головка устроена аналогично бензонасосу, только имеет значительно больший размер.

Теперь уточним вопросы о смазке компрессоров. По этому признаку компрессоры могут быть масляными и безмасляными.

К безмасляным, то есть не требующими смазки во время работы, относятся диафрагменные, и специальные безмасляные поршневые. Они не имеют паров масла в  сжатом воздухе, но имеют относительно малый ресурс. Все остальные компрессоры имеют жидкую смазку в картере компрессорной головки. Обычно, это специальное компрессорное масло, на 100% синтетика. В сжатом воздухе от этих компрессоров имеются пары масла. Но, главное достоинство компрессоров со смазкой — это большой ресурс.

У компрессоров с прямым приводом компрессорная головка, как правило, одноцилиндровая. Очень редко встречаются двухцилиндровые модели. А вот у аксиальных компрессоров головка очень часто двухцилиндровая. А иногда и трёх. 

Рассмотрим ещё два очень важных и тесно увязанных  параметра — это электрическая мощность компрессора и его производительность. Что такое производительность компрессора? Это количество литров воздуха в минуту, которое производит компрессорная головка. У диафрагменного компрессора это может быть 100 — 150 л/мин, при мощности электродвигателя 1.1 — 1.5 кВт, поршневой одноцилиндровый с прямым приводом и однофазным электродвигателем - от 150 до 300 л/мин при мощности электродвигателя до 2.5 кВт.

У аксиальных компрессоров эти параметры составляют от 200 — 250 л/мин.

У профессионального аксиального компрессора может быть и трёхфазный двигатель,  и многоцилиндровая компрессорная головка. Производительность таких компрессоров может иметь значительную величину.   

Какая производительность должна быть у компрессора? 

При использовании компрессора для питания воздухом краскораспылителя,   может составлять в пределе до 300 -400 л/мин. Много воздуха потребляет пневмоинструмент — например, шлифовальные машины 400 — 600 л/мин и более.

Теперь порассуждаем о том, какой компрессор можно использовать в гараже. В сущности, любой, но при одном, очень важном условии: его должна «потянуть» гаражная электросеть.

Что толку покупать мощный и производительный компрессор, который не сможет работать от полудохлой гаражной сети? Поэтому, главная особенность гаражного компрессора — это соответствие его электрической мощности возможностям электрической сети. Как правило, если у вас нормально работает компрессор мощностью 2, 5 кВт , то для типичной гаражной проводки — это супер.  Чаще всего приходится ограничиваться мощностью порядка 1, 5 кВт. Компрессор такой мощности с трудом будет справляться с работой вроде окраски, но ничего не поделаешь, придётся идти на компромисс.

Или организовать компрессор с бензоприводом, который легко закроет любые потребности в сжатом воздухе.

Нам осталось обсудить вопрос о кондициях сжатого воздуха, выходящего из компрессора.

Как уже говорилось, в воздухе содержатся масляные пары. И водяные тоже. Для некоторых потребителей это практически не имеет значения — например, для шлифовальной пневмомашины.

А вот для распылителя лаков и эмалей этот вопрос имеет первостепенное значение. И вот почему. Если в воздухе, которым питается краскораспылитель, будут находиться пары воды и масла, то окрашиваемая поверхность покроется неустранимой «сыпью» — мельчайшими кратерами. О качественной окраске придётся забыть.

Поэтому, для окрасочных работ нужен воздух, абсолютно свободный от любых примесей, включая воду и масло.  Поэтому, читаем дальше:

Итальянский водомаслоотделитель от фирмы Камоцци
3. Водомаслоотделители

Водомаслоотделитель — очень важный аксессуар малярствующего гаражника. Назначение водомаслоотделителя — фильтровать сжатый воздух, который подаётся к распылителю, от паров и капель воды, масла, а также от твёрдых частиц, которые могут оказаться в сжатом воздухе. Активным элементом водомаслоотделителя является пористый бронзовый или полимерный картридж (втулка). Воздух проходит через поры картриджа, а вода и масло задерживаются. В зависимости от назначения водомаслоотделители могут отличаться по величине фильтруемых частиц воды и масла и делятся по этому признаку на фильтры грубой и тонкой (иногда и ультратонкой) очистки.
Если вы купили компрессор с целью подзаняться малярным делом, то обязательно покупайте и водомаслоотделитель. Без него все малярные затеи — напрасный труд. Потому что, как уже отмечалось выше,  вода и масло вместе с краской попадут на окрашиваемую поверхность и на ней появится неустранимая «сыпь».
Если красить забор, железную бочку или гаражные ворота, то это обстоятельство не имеет значения. А если красить пафосную иномарку, то последствия будут куда серьёзнее. Придётся всё переделывать, теряя время и деньги.

Профессиональные маляры и опытные гаражники, ремонтирующие иномарки, обычно применяют трёхступенчатые водомаслоотделители.

Такой водомаслоотделитель состоит из последовательно соединённых фильтров предварительной (грубой) очистки и двух фильтров тонкой очистки. Фильтр предварительной очистки удерживает капельные фракции воды и масла, а также твёрдые частицы размером 5 — 25 мкм. Следующая секция фильтрует воздух от частиц размером 1 — 5 мкм, и последняя фильтрует частицы размером до 0,01 мкм.

Трёхсекционный фильто от Camozzi

Воздух, очищенный таким трёхсекционным фильтром можно подавать на любой распылитель.

Очень часто,  помимо основных фильтров применяется дополнительный — он вворачивается в рукоятку распылителя и предназначен для «отлова» случайных капель воды и масла, попавших в подводящий шланг.


4. Распылители
О  типах и назначении распылителей написано в рубрике «Гаражное оборудование: распылители, их типы и назначение»  

 Написал Homa, март — апрель — май 2009

 

 

 

Метки: , , , , , , , ,

Комментарии (17)

  1. RecordLi:

    Довольно интересная тема для обсуждения.

  2. alexsimoi:

    Не слушайте нас, мы так врятли напишем… Спасибо тебе

  3. Sashkatom:

    Хороший блог, буду ждать ещё статей! С ув. Саша

  4. Максим:

    Здраствуйте, хочу приобрести сарочный полуавтомат, что вы скажите о MIG 150, стоимость его 7500р.
    заранее благодарен

  5. Homa:

    Максим! MIG 150 — это обыкновенный китайский бытовой полуавтомат, не хуже и не лучше тех же Бимаксов, Телвинов и Блювелдов того же класса.
    Вот только ничего не могу сказать по поводу его надёжности: у меня нет такой информации.
    Сами знаете, про китайщину говорят всякое.
    Но, с чего-то надо начинать!
    Поэтому, если у вас есть желание купить — покупайте! Авось, всё обойдётся и вы станете сварщиком экстра-класса.

  6. Киа:

    Наткнулся на не самые хорошие отзывы об этом MIG 150 в интернете, так что если ещё не купили — не советую.

  7. Homa:

    Для Киа: чего хоть говорят?

  8. Субарович:

    Здравствуйте, уважаемый Homa! Прошу совета. Хочу купить сварочный аппарат для работ «по дому» (в гараже стелажики, лесенки там разные). Уже созрел к покупке. Ремонт машин — пока не готов к этому даже в мыслях. Так вот вопрос: что посоветуете сварочный инвертор, полуавтомат, сварочный трансформатор (выставил по моим приоритетам, ибо самый простой в обращении мне кажется инвертор). Или все-таки полуавтомат. Чем проще варить? Опыта нет вообще. Полуавтомат пугает кучей доп оборудования к нему и … какую толщину металла можно им варить, т.е. насколько он приспособлен вне работ с кузовами авто, а по другим хоз работам (рельсы друг с другом сваривать не собираюсь :) )? Написал очень сумбурно, но надеюсь Вы поняли вопрос.

  9. Алексей (другой):

    Здравствуйте Уважаемый Хома. Хотелось бы узнать ваше мнение по-поводу масел для компрессоров. То есть понятно, что рекомендуется специальное компрессорное, но так ли это критично на ваш взгляд? Я уже просмотрел довольно много интернет-ресурсов и мнения пользователей, весьма расходятся. Одни утрверждают: «Только компрессорное и никаких «моторок»", — другие пишут: «Компрессорное масло, по-сути — грубая веретёнка с добавкой противозадирных и антиокислительных приссадок. Моторное масло лить можно(10W40 полусинтетику), но половина приссадочного пакета просто не работает».
    Логика подсказывает, что компрессор — компрессору рознь. Коаксиальные,- высокооборотные, возможно и критичны к маслу, а вот жёсткие ограничения для аксиальных,- мне видятся несколько преувеличеными. Для винтовых компрессоров требования по маслу жёсткие, — тут без вопросов. А вот по общедоступным компрессорам, хотелось бы узнать ваше мнение.

  10. Homa:

    Алексею(другому)
    Меня всегда живо интересовал этот вопрос: покупка компрессорного масла похожа на развод.
    Мой коаксиальный компрессор 9 лет работает на моторной полусинтетике Esso 10W40
    В Ремезу залито дорогущее американское как бы синтетическое компрессорное масло «Патриот» — четыреста рублей за литр!
    Вот тут вот http://www.vgaraje.su/?p=1598#comments обсуждался именно такой вопрос.
    И даже были выработаны некоторые догматы по этому поводу.

  11. Алексей П.:

    Я когда еще не помышлял о покраске авто сделал компрессор из компрессора от холодильника. Приварил к ресиверу от ЗИЛа ноги а сверху крепеж для компрессора. На выходе поставил редуктор. Производительность такого компрессора очень низкая. Но я с ним покрасил капот и передние крылья своей шестерки. Получается конечно очень медленно. Сначала долго накачиваешь, а потом красишь. Это мой первый опыт покраски.
    Конкретно заниматься покраской пока не думал, но если решусь, конечно буду покупать нормальный компрессор.

  12. Homa:

    Уважаемые господа! Прошу на «гаражный форум». Высказываться можно в этом форуме, http://lscaping.ru/viewforum.php?f=11, в нём есть тема компрессоров и смазки для них

  13. Олег:

    Можно ли использовать 2х-тактное масло для заливки в компрессор или масло для двигателя авто? или чем можно заменить оригинальное масло?

  14. Homa:

    Олегу:
    Я уже ответил вам на форуме: здесь есть тема о масле для компрессоров http://lscaping.ru/viewtopic.php?f=11&t=27

  15. юрий:

    здравствуйте НОМА!
    у меня такая просьба:рассказать о вытяжке!как правило при покраске стоит облако паров краски и растворителя,которое после окраски оседает на свежевыкрашенный авто.в связи с этим будучи блесящий как зеркало авто(авто просто «горит»после покраски)»мутнеет»после этих оседаний паров ЛКП.кто как борется с этим в гараже,наиболее успешные вытяжки,устройство.с уважением юрий.

  16. Homa:

    Юрию:
    В том то и дело, что любая вытяжка, которую вы соорудите в гараже, сделает ещё хуже.
    Потому что в воздух поднимется пыль, которой в гараже в достатке.
    Где окажется пыль?
    К гадалке не ходи — на свежеокрашенной поверхности вашего авто.
    В результате, вместо «мутной» поверхности без вентиляции вы получите грубый наждак, когда эта вентиляция есть.
    Вентиляция уместна в стерильной обстановке.
    А с перепылом придётся бороться при помощи полировки — такова гаражная се ля ви

  17. сигнализация:

    Что-то так не получается

Оставить комментарий