Электрический генератор гаражника, ч.2

Первый, и он же главный вопрос при покупке генератора для гаража — какой генератор покупать? На прилавках магазинов, фарцующих генераторами, такой выбор, что темнеет в глазах!
Тем не менее, выбор делать придётся, так как на кон поставлена возможность заниматься любимым делом (по — крайней мере, для меня) — ремонтом автомобилей.

По каким критериям будем делать выбор? Несмотря на большое разнообразие, все электрогенераторы состоят из двух основных секций -  двигателя и генератора. Значит, основные параметры — это параметры генератора (электрические) и двигателя. Важное значение имеет также ресурс генератора. От этого параметра сильно зависит цена бензоагрегата, а так же область возможных применений.

а) Электрические параметры.

  1.  Электрическая мощность (максимальная и долговременная).  Как вы понимаете, измеряется в ваттах. Диапазон мощностей генераторов, которые можно купить в магазине, составляет от 600 Вт до 10 кВт. Разброс, как видите,  очень  большой. На все вкусы! Долговременная мощность — это та мощность, которую генератор может развивать в течение длительного времени. Максимальная мощность больше долговременной на 10 — 15 процентов. Однако, долго работать с такой отдаваемой мощностью нельзя (обычно не дольше 10 -15 минут) - генератор быстро «сдохнет».
  2. Частота электрического тока. Обычно она составляет 50 Гц, но попадаются генераторы с  рабочей частотой 60 Гц. Это — американский стандарт частоты. Эти генераторы обычно мощнее аналогичных по габаритам генераторов на частоту 50 Гц. Но покупать их я вам не советую, и вот почему. Если у  генератора на 50 Гц двигатель вращается с частотой 3000 об/мин, то у «американцев» с частотой 3600 об/мин. Для движка это предел. Значит, будет меньше ресурс, да и шуму от такого бензоагрегата будет больше. И ещё. Если питать от «американца» асинхронный двигатель, то скорость вращения его вала будет примерно на 20 процентов выше номинальной. Если питать этим напряжением фекальный насос, то проблем быть не должно. Но там, где частота вращения электропривода имеет значение, питающее напряжение должно иметь частоту 50 Гц.  
  3. Количество фаз (одна или три). Тут всё просто. Нам с вами не нужен трёхфазник, поскольку весь гаражный электроинструмент — однофазный. Конечно, питать его можно и от трёхфазника, но по — моему мнению, это большая роскошь, так как не удастся равномерно нагрузить все три фазы. Да и общая мощность генератора делится между фаз на три. То есть, если мощность, скажем, 3 кВт, то с каждой фазы можно снять не более 1 кВт. В общем, если вам нужно питать специфическую нагрузку — например, трёхфазные трансформатор или асинхнонный двигатель — тогда другое дело.
  4. Тип генератора (имеется в виду генератор как электрическая машина).  Чаще всего генераторная секция представляет из себя двухполюсную синхронную электрическую машину с автозапуском. Реже встречаются асинхронные. В последнее время в продаже появились так называемые инверторные генераторы. Например, Хитачи Е 10 U.  В них имеется такой же генератор, как и в обычных агрегатах. Но. Этот генератор питает не нагрузки, а так называемый инвертор. Инвертор — это электронный блок, преобразующий выпрямленное напряжение собственного генератора в напряжение 220 В 50 Гц. И нагрузки питаются уже от инвертора. Обычно, мощность инверторных генераторов не превышает 2 кВт (у Хитачи Е 10 U - 1 Квт) , зато качество электрического напряжения гораздо выше, чем в обычных генераторах и даже в городских сетях. И ещё. Обороты двигателя напрямую увязаны с потребляемой мощностью. Это значит, что когда нагрузки нет или она мала, двигатель «молотит» на холостых оборотах, экономя бензин. Вообще, это здорово. Ведь у обычных генераторов движок тарахтит с постоянными оборотами в не зависимости от изменения нагрузки! И последнее уникальное свойство инверторных генераторов — возможность параллельной работы нескольких генераторов на одну нагрузку. Это значит, что вы можете включить два (и более) генератора на мощность 2 кВт и питать ими одну нагрузку мощностью 4 кВт. Для этого нужен специальный кабель синхронизации, который соединяет процессорные блоки генераторов и обеспечивает их параллельную работу.  Недостаток инверторных генераторов — высокая цена. И малая мощность. И хрупкая конструкция. Строго говоря, инвертор предназначен для питания нагрузок, чувствительных к качеству электрического напряжения. Например, для питания радиоизмерительных устройств. В безжалостных руках гаражника — вандала его ждёт незавидная судьба… Брр! Представить жутко!
  5. Перегрузочная способность.  Это способность генератора кратковременно отдавать мощность, значительно превышающую номинальную. Это важно при питании сварочных аппаратов и запуска асинхнонных двигателей. И те, и другие в момент запуска или зажигания дуги потребляют мощность, в несколько раз (до 3- 7) превышающую номинальную. И вот с этим обстоятельством генератор ничего поделать не может. Не предназначен он для этого. Какой выход? Не очень весёлый: нужно применять генератор, номинальная мощность которого равна пусковой для нагрузки. Например. У вас есть асинхронный движок мощностью в 1 кВт. В момент пуска он потребляет 3 кВт. Это значит, что генератор должен иметь номинальную мощность 3 кВт, и ни ватта меньше. Грустно? Мне тоже. Но ничего не поделаешь — надо жить дальше.
  6. Защита от короткого замыкания. Как правило, в профессиональных генераторах — это плавкая вставка. В бытовых — термовыключатель.

Кажется, с электричеством в основном разобрались. Конечно, есть ещё масса всяких электрических параметров, которые можно было бы в принципе обсудить. Но, с учётом того, что это всё — таки обзор, а не работа на соискание докторской степени, пора и остановиться.

Теперь посудачим о движках. Тем более, что тут всё будет быстрее и понятнее.

б) Параметры двигателя.

  1. Рабочий цикл (это я о том, сколько тактов у движка). У самых маленьких генераторов, мощностью в 650 Вт, стоит маленький трескучий двухтактный движок. Следовательно, масло добавляют в топливо — отсюда и сизый дым из глушителя, и боязнь забыть добавить масло в топливо…  У более мощных генераторов стоят нормальные четырехтактные движки, как правило, с верхним расположением клапанов. Масло находится в картере. А в бензин добавлять ничего не надо.
  2. Система смазки. У четырёхтактных двигателей смазка осуществляется разбрызгиванием — шатун имеет специальные лопатки, которые зачёрпывают масло и разбрызгивают его по всем нужным местам. Эти двигатели не имеют масляного фильтра.  И только у самых мощных, как правило, двухцилиндровых движков (10 кВт и более), смазка осуществляется под давлением, с помощью масляного насоса. Масло фильтруется сменным полнопоточным фильтром — как у автомобиля. Например, у Хитачи Е100
  3. Зажигание. Все движки, работающие на бензине, имеют безбатарейное электронное зажигание. Но у некоторых генераторов электрического зажигания нет, так как там применяют дизельные двигатели.  Ради Бога, не покупайте электростанцию с дизельным двигателем (конечно, если только вы не из фан — клуба дизелистов) ! Поясню свои бурные эмоции:
    а) Дорогое топливо (как вы знаете, в нашей удивительной стране дизтопливо стоит дороже  бензина)  
    б) Адский шум выхлопа
    в) Сезонные проблемы — если вы забыли вовремя перейти с летней солярки на зимнюю, то с наступлением холодов она превратится в белёсую парафиновую кашу. Придётся везти громоздкую, вонючую и безумно тяжёлую железину в свою квартиру и там отогревать. Что скажет вам ваша жена? Я думаю, что — то вроде: «Вася, ты не прав».
    г) Тяжёлый запуск.
    д) Недостаточный ресурс.
    е) Дорогие запчасти.
  4. Запуск. Обычно запуск — ручной, с помощью капронового шнура. Но есть модели с электростартером.
  5. Аварийная остановка двигателя.  Практически все двигатели,  без исключения, имеют аварийную остановку по недостаточному уровню масла в картере. Это очень здорово! Чуткая система не даст вам запороть дорогой двигатель, даже если вы прозевали всё на свете.

в) Ресурс электрического генератора.

В этом разделе мы поговорим о ресурсных данных тех или иных генераторов.

Как вы понимаете, ресурс в основном определяется ДВС. В генераторе ломаться практически нечему — там только два шариковых подшипника. Даже щёток нет.

И так, о ресурсе.

В этом вопросе много тайны. Мне не приходилось видеть чётких цифр, показывающих моторесурс того или иного импортного генератора. Только в инструкции к советскому раритету, генератору АБ — 4, абсолютно чётко указано: ресурс двигателя — 1000 часов, ресурс генератора — 5000 часов. Чётко и недвусмысленно, по — военному. Разумеется, при полном соблюдении регламента. Что касается импортных генераторов, а также генераторов, собранных в России из импортных комплектующих, то для них ресурсных данных практически нет, или они мне не попадались. Во всяком случае, в заводских мануалах к электростанциям по этому поводу полная тишина.

Манагеры в магазинах, торгующими генераторами, на вопрос «скажите, пожалуйста, какой у этого генератора ресурс?» дают уклончивые или противоречивые ответы. И это понятно. Производитель не афиширует эти данные — я полагаю, для того, чтобы меньше расстраивать нас.

Могу предположить, что условия эксплуатации генераторов, периодичность технического обслуживания,  а также качество топлива и масла могут быть настолько разными, что давать для всех электростанций данного типа одинаковые данные по ресурсу бессмысленно. Вот производитель и отмалчивается.

Ресурс генератора тесно увязан с его назначением. Если это быт, то ресурс минимален. Если профи — то достаточно велик.

Теперь поговорим о классификации генераторов по ресурсу. Замечу, что вся информация по этому поводу не может претендовать на абсолютную точность и законченность.

Классификация генераторов по ресурсу.

 1. Сезонные. Ресурс составляет в среднем 500 часов, при условии, что генератор работает не более 2 часов в сутки. Назначение этих генераторов — быт. Например, вечерами давать свет на дачке. Пример таких генераторов — китайские SPG Praktika, Каiman, Firman, Damask и другие. Двигатели этих электростанций имеют упрощенную конструкцию — алюминиевая головка цилиндров может быть изготовлена заодно с цилиндром и не иметь чугунной гильзы,  у коленвала может быть один шариковый подшипник (другой — скольжения), кулачки распредвала могут быть из пластмассы и т.д.

2. Робусты.  Робуст — это генератор, предназначенный для питания бытовой техники. Телевизоров, электробытовых приборов, освещения и т.п. Но уже в течение более длительного времени.  Ресурс может составлять 2000 — 2500 часов. Пример таких генераторов — генераторы эконом — класса Хитачи Е24SB.

3. Профи. Ресурс составляет 5 -6 тысяч часов. Профессиональные генераторы могут не выключаться сутками.

Яркий пример таких генераторов — генераторы с двигателем  Вангард. Двигатель Вангард — это двигатель конструкции американской фирмы Бриггс энд Страттон, но собранный на заводах Мицубиси в Японии.

Таким образом, наибольшие ресурсные показатели имеют любые генераторы с двигателем Вангард.

Продолжение следует…

Написал Homa, май 2009

Метки: , , , , , , ,

Оставить комментарий